11 сентября 2006 года

Мадонна Рембрандта

11 сентября 2006 г.

Мадонна Рембрандта, если можно так сказать

Хочется спать, болит голова, то ли осень такая ненастная, то ли день такой, то ли заболел. Но надо бежать сначала на выставку Рембрандта в Пушкинском музее, потом срочно возвращаться домой и писать три с половиной страницы в вечерний номер, отсылая вместе с фотографиями. Потом бежать на выставку в галерее Татинцяна на выставку глянцевого фотографа Стивена Кляйна, фотографировавшего Мадонну, в тайной надежде, что, быть может, заявиться, она сама. При этом она все откладывает свой прилет, новый фотоаппарат в моих руках отказывается фотографировать, сына Лёни нет под боком, чтобы исправил ситуацию, забыл дома кошелек с деньгами и проездным, - такое впечатление, что уже самому снесло террористами обе башни-близнеца.

Ирина Антонова и школа Рембрандта

Выставка Рембрандта вкупе с его предшественниками и последователями открылась в Пушкинском музее, как было обещано. В год 400-летия Рембрандта выставки, ему посвященные, не показывает только ленивый. Каждый пытается найти свой ракурс показа, поскольку большой выставки из разных музеев никак не получится, - каждый придерживает картины для самих себя, делиться не хочет.

Автопортрет Рембрандта и зрительница

ГМИИ решило сделать выставку Рембрандта и его круга, имея в виду, что «рембрандтов» в музеях и в частных коллекциях развелось уже столько, что было создано специальное общество экспертов, решившее определить подлинность всех картин и рисунков голландского гения. В итоге, недосчитались таких работ первого ряда, как «Давид и Саул» из музея в Гааге, «Воин в золотом шлеме» из музея в Берлине, «Польский всадник» из галереи в Нью-Йорке. И «Явление Аврааму трех ангелов» из Эрмитажа было объявлено работой его ученика, по которой Рембрандт прошелся рукой мастера – особенно по лицу и крыльям ангела.

Рембрандт и Метрополитена и зрительница

А вот «Изгнание торгующих из храма», попавшее в ГМИИ из коллекции дореволюционного парфюмерного короля Генриха Брокара, работа, которую еще Игорь Грабарь считал «искусной подделкой», до сих пор держится, к гордости Ирины Александровны Антоновой.

Вот парень тоже прикупил Рембрандта - еще в то время

Зато рисунки, которые показывались музеем на выставках, как принадлежащие Рембрандту, были пересмотрены. В итоге, осталось четыре несомненных, несколько штук приблизительных, еще несколько – явно другого авторства. Представлены на выставке все – как итог нынешней «ревизии Рембрандта».

5 Рембрандтов на офортах

Или, например, привезли автопортрет Рембрандта из французского музея Гране из Экс-ан-Прованса – неряшливая живопись, которую считали то подделкой XYIII века, то работой неумелого ученика. Ан, оказался сам Рембрандт. Редкий случай обратного пересмотра.

Ирина Антонова в зале

Причина всех этих дел, во-первых, огромная работоспособность маэстро. Когда описывали за долги имущество 50-летнего Рембрандта, в описи было двадцать огромных альбомов рисунков художника, сделанных «для себя». К тому же работал с учениками. Начнет работу, поставит лицом к стене, вернется через несколько лет, как в случае с эрмитажной «Данаей». А то забудет и не вернется. А после смерти его какой-нибудь ученик и допишет, благо подпись мастера стоит. Или, наоборот, может пройтись рукой мастера по работе ученика. И так далее.

Макаревич в профиль и Артеий Троицкий с женой

Выставка большая, хорошая. В Белом зале, кроме наших «рембрандтов» с его школой, еще пять картин из музея Метрополитен, французский автопортрет. В Метрополитен в ответ тоже поехали хорошие картины для их выставок. Эрмитаж дал пять картин школы Рембрандта, а самого не дал, - просили три картины, но одна там, другая сям, а третью нельзя вывозить из-за неважного состояния. А за данные пять работ учеников ГМИИ дает пять же картин на выставку Семенова-Тян-Шанского, которая откроется в 20-х числах октября.

Андрей Макаревич с женой

Антонова сказала, что были опасения, что вообще из-за кражи в Эрмитаже запретят что-либо перемещать до полной проверки во всех музеях России. Ан нет, обошлось. Рембрандт пересчитан, и его перемещать можно. Рассказала немножко о будущих выставках. В частности, приедет святой Себастьян де Мессины XY века из Дрездена. Его так отреставрировали, что он заблистал всеми гранями. А рядом создадут контекст к этому покровителю стрелковых искусств и борьбы с чумой, - античный атлет, плачущий раб Микеланджело, гравюры и рисунки. А на «Декабрьские вечера» покажут выставки «Маски» - от древнеегипетских, японских и шаманских до венецианского карнавала и «мирискусников».

Ресторатор Аркадий Новиков

Вторая часть вечера развернулась в галерее Гари Татинцяна, где прошла выставка Стивена Кляйна, посвященная фотосессии Мадонны. Сама дива никак не приезжала на завтрашний концерт, - приезд откладывался: то вчера не приехала, то с утра не приехала, то массажист приехал, а, стало быть, и сама непременно будет, и так далее.

Федор Павлов-Андреевич на фоне ноги Мадонны

Тусовка была разогрета ожиданием. Снимали Артемия Троицкого и Андрея Макаревича, снимали ресторатора Аркадия Новикова и художницу Натту Конышеву. Ждали главное блюдо. Федор Павлов-Андреевич объявил, что должна приехать некая VIP-персона и надо немного подождать, а в зал пока не входить. Все одобрительно загудели, попивая шампанское и коньячок.

Артемий Троицкий и кто-то на обложке журнала на фоне фото Мадонны

Вдруг въехала прямо в огороженный загончик черная машина, теле- и фотокамеры напряглись, народ подался вперед, охрана подала всех назад, кто-то маленький, беленький прошмыгнул внутрь, и все стали ждать, когда Мадонна (она это была или не она?) подастся назад.

Мадонна выходит с выставки

Опять все напряглись. Маша Жук, пиар-девушка агентства Феди Павлова-Андреевича, рассказывала потом, что когда Мадонна вошла внутрь на выставку Стивена Кляйна, всех пробил такой мандраж, что не могли говорить. Фотографы подтянулись к дверям. Охрана отодвинула всех назад. И что-то прошмыгнуло назад в машину. Мадонна, не Мадонна?

Мадонна садится в машину

Галя решила, что это «институт Сербского, называть себя Мадонной». Вспомнили анекдот, как в компании психиатров обсуждали некоего молодого человека и спросили, кто его девушка. Кто-то сказал: «Она переводит с сербского». Коллега изумилась: «что, переводит с Сербского в Кащенко?» Вот это, кажется, тот случай. Но мне удалось щелкнуть вовремя, поскольку днем Лёня по телефону восстановил работу нового фотоаппарата, я нажал на автоматически наводящийся фокус.

Ираклий Квирикадзе сценарист и режиссер

Далее толпе были представлены спонсоры на фоне большой фотографии Мадонны во дворе. Далее все потянулись в зал, где на первом этаже три инсталляции с Мадонной, а в подвальном этаже – фотографии Мадонны. Заодно увидели Иосифа Бакштейна и Олега Кулика, который, если бы даже задумал укусить Мадонну, вряд ли это у него получилось бы. К тому же он был с бородой, солидный художник. Вообще соединение арт-критиков и художников с модной московской тусовкой производило сильное впечатление.

Олег Кулик - укуси Мадонну

Сам Стивен Кляйн, кажется, уехал вместе с Мадонной, и никто его больше не видел. Толпа шаталась туда и сюда. Агентство раздавало немногим избранным приглашение на дальнейший ужин.

Так проходит жизнь с Мадонной

Билайн активно рекламировал себя в качестве спонсора, раздавая даровые сим-карты. То же делало шампанское. Все было очень весело и хорошо, особенно, если вовремя уйти обратно к метро Китай-город по ночной и пустынной Ильинке.

фото Мадонны Стивена Кляйна