14 марта 2007 года

Фестиваль Басырова

Вдова Басырова Инна и его автопортрет

Просто отчет для памяти. Чтобы потом, при случае, пройти по следу. Начиная с поворота направо из двери «Московских новостей» на Ильинке в сторону метро «Площадь революции». Хороший весенний день, хорошая Москва, Старопанский переулок, Богоявленский, Биржевая площадь, это же надо.

Потом выход из «Смоленской» в сторону филиала Музея Пушкина в Денежном переулке. Первая из семи выставок Гарифа Басырова, нашего Гарика (1944-2004). Сразу встретил Инну, Сережу Сафонова и других ребят из «Ковчега», которые все это организовали. Серии «Диалоги», «Люди в углу», «Обитаемые пейзажи», «Миниатюры». Сразу видно, что работал сериями, помногу, годами. При этом каждая работа замкнута в себе, как и их персонажи, полна отчаянной тишины. Люди, как правило, повернуты в зрителю спинами, затылком, смотрят прочь, молчаливая просьба не мешать.

Вильям Мейланд и Володя Любаров на выставке Басырова

Инна подтвердила, что работ «Диалоги» - десятки. «Людей в углу» всего дюжина, это, скорее, исключение. «Обитаемых пейзажей» - за двести, даже под триста, причем, половина была продана еще в 90-х. По ним Гарик стал знаменит в «Московских новостях», в «Огоньке» перестроечных. Вообще же, Инна сказала, Гарик собрал все одно к одному аккуратно, переписал вплоть до указания размеров, техники. Практически все сделано цветными карандашами. Ей осталось только перевезти все домой, когда отдала его арбатскую мастерскую. Как будто в любой момент был готов к уходу, и чтобы никого не утруждать собой и своими работами.

Павел и картинка Басырова

Вышел и каталог, но пока еще мало экземпляров, поскольку перечислили деньги спонсоры только сегодня, и типография выпустила немного на свой страх и риск под обещания. Стали подтягиваться люди, я-то пришел первым, потому что должен был раньше уйти. Алик Боим, Володя Любаров, Павлик, который все сфотографировал и, кажется, купил каталог за 600 рублей. Ира Мелешкевич дала пригласительный на выставку «Худграф» 21 марта в Новом Манеже, Володя Салимон пожаловался, что внука отвезли в Морозовскую больницу с подозрением на ложный круп.

Дом, где жили Басыров и Инна во время работы над рисунками к Мастеру в 1967 году - второе-третье окна справа на превом этаже

Игорь Чувилин проводил нас с Павлом в соседний музей-квартиру Андрея Белого, где висели дипломные работы Гарика Басырова, когда он оканчивал ВГИК – к «Мастеру и Маргарите», это 1967-68 году. Вышли через двор, и Игорь показал окна соседнего двухэтажного особняка, где жили тогда Инна и Гарик – второе и третье окна справа на первом этаже. На лестнице работы гуашью, в небольшом зальчике – тушью. Заодно служительницы показали комнаты семьи Бугаевых, которые Павел еще не видел. Заодно сказали, что семья Михаила Соловьева, брата философа, чей портрет висит в коридоре, жила как раз под ними, я и забыл об этом, то есть не осознавал.

Ольга Кабанова и Игорь Мухин на презентации ДАРа

Началось официальное открытие выставки, я потихоньку выбрался и пошел к метро, чтобы успеть в «Чиполлино» в Соймоновском проезде сбоку от храма Христа Спасителя на презентацию третьего выпуска «DAR» - ценника на современное искусство. Там увидел Алешу Мокроусова, сказавшего, что мою статью о Басырове уже вывесили в «Русском журнале». Что в новый журнал Андрей Колесников взял пока на работу с 1 марта нескольких человек из старого «Нового времени», что заместителями его будут Дубнов и Володя Умнов (на второй тетрадке), но пока все несколько сдвигается по времени.

Тем временем, началась презентация.

Андрей Сарабьянов рассказал, что у «DAR» новое название «Русское искусство ХХ-XXI веков. Справочник цен». Что все «дырки» предыдущих выпусков закрыты. Есть художники XIX века, вроде Репина, Бенуа, Кустодиева и других, но с ценами на их работы, написанные в ХХ веке. «DAR» сильно пополнился художниками русского зарубежья, востребованными на аукционах, хотя пока только основными именами, а остальные будут восполнены постепенно по каталогам. Короче, все русское искусство, что есть на арт-рынке, тут будет.

Сарабьянов, Боэри и Саворетти на презентации DAR

Марта Боэри подчеркнула, что проект начат 4 года назад, и вот три выпуска «DAR» уже есть. Что цель их была с самого начала – сделать русский рынок искусства наиболее прозрачным, и для местных коллекционеров, и для зарубежных покупателей. Что искусство, кроме красоты, еще и средство вложения денег, как в ценные бумаги. Так же, как акции и ценные бумаги, произведения искусства тоже должны иметь достаточно твердые цены. Сначала общая объективная картина, а дальше поиск любимых художников. Как успех их дела она оценила приход к ним Сотбис с просьбой о совместной презентации «DAR» на своих русских торгах в Лондоне в июне и в Нью-Йорке, возможно, в апреле, но точно в сентябре-октябре. Заграница знает только первый русский авангард, благодаря «DAR» она сможет узнать и о другом искусстве как игроке на этом арт-рынке.

Дима Буткевич и Лера Галлай на презентации DAR

Никола Саваретти сказал о будущем. Главное продолжение он видит в мобильном сайте в интернете. Уже сейчас банки используют каталог для дачи денег под залог произведений искусства и даже под кредиты. Третий «DAR» кончили печатать позавчера, и он уже устарел на месяц. Для объективной картины надо переходить в он-лайн, в реальное время. Будет создана команда для ежедневного отслеживания цен. В течение полутора месяцев это будет сделано, сайт кардинально обновлен. Другая новинка – продажа с помощью «DAR» произведений искусства людьми вне галерей, кураторов, чтобы самостоятельно выходили на рынок и находили так покупателей. Процентов брать не будут, только хостинг, «DAR» будет использован как площадка для связи продавцов и покупателей. Друзья шутят, сказал он, что «я создал идеальное пособие в помощь не только банкам и страховым обществам, но и таможням и налоговым службам». Ну, сказал он, они могли бы и сами звонить в галереи, представляясь покупателями, но теперь им, конечно, легче, это да. Периодичность бумажного «DAR» будет или год, как сейчас, или раз в два года. Тираж останется 3000 экземпляров, он расходится за год и примерно соответствует количеству коллекционеров русского искусства – 3-5 тысяч человек. Всего в справочнике около 1300 имен. Видео-художникам в интернет-версии «DAR» будет особенно хорошо. Возможно, что вскоре будут раздавать журналистам не книги, а чип электронной книги. С появлением оперативного сайта подключатся новые спонсоры, которые работают именно с интернетом.

Павел и Галя на выставке Басырова на улице ОГИ

Приятно, что материалы о современных художниках редактировала Аня Романова, наша давняя приятельница. Увидел коллегу Диму Буткевича с Лерой Галлай, Сашу Панова, Сашу Поздеева, Толю Голубовского, вообще много знакомых. Просмотрел каталог, - тоже все свои: Брайнин, Басыров, Володя Мишуков, Катя Голицына. А кого нет, тем же и лучше, мороки с налоговой меньше. Играла музыка, довольно странно угощали. Видимо, ждали человек 60, а было минимум вдвое больше, и, возможно, ожидали, пока все разойдутся, чтобы подавать еду. А еда была изысканной, как никогда. То сухарик на целой тарелочке в желе, то половина яйца всмятку, то крохотка помидора с сыром с каким-то соусом в пробирке. Такого не видел никогда. Зато вина и коньяка море разливанное. Или суп гаспаччо в бокале, например. Очень эксклюзивно. Только постепенно с исчезновением толпы появилось мясо, поэлья, какие-то зеленые салаты. Но исчезли и мы со всеми.

Человек Басырова

На улице был проливной дождь. Я уже собрался было ехать домой, но Галя остановила машину, и мы быстро доехали по бульварам до улицы ОГИ на Петровке, где открывалась еще одна выставка Гарика Басырова. Тут уж были целые блюда закусок, батареи красного вина, но есть-то уже не хотелось, и людей было не слишком много, - то ли «DAR» всех прибрал к себе, то ли дождь распугал. Инна представила свою сестру Лену с племянником. Лена написала книгу об истории своего рода. Мама – русская, происходила из Новгорода Великого, с севера, с Устюга. Папа – Литвин от смоленского дедушки, хозяина лесопилки. Инна вспомнила, как они приехали из Америки, ей было пять лет, она была во всем американском, в коже, а ей хотелось быть в валенках, как все. Вспомнила, как дедушка-изобретатель придумал машину для штамповки пуговиц, и как начался из-за этого пожар, загорелась проводка, и она, стоя внизу с толпой зевак, смотрела как красавица-мама с огромной косой отрывает в пламени горящие провода от стены. И гордилась мамой.

Инна Литвин рядом со своим портретом работы Басырова 1971 года

Да, вспомнил, что еще были портреты, в том числе, Инны и самого Гарика. Она сказала, что они поженились в 64-м году, прожили сорок лет. Я ее сфотографировал на фоне этих портретов.