5-6 февраля 2007 года

Балчуг и Националь

Тяжелая журналистская судьба забросила меня на пару презентаций сначала в отель «Балчуг», потом в отель «Националь».

Флярковский с королевской креветкой

В «Балчуге» в зале «Библиотека» представляли II Московскую биеннале современного искусства, которая будет активно открываться с 28 февраля по 4 марта.

Бакштейн и Ирина Кулик

Как и два года назад, программа будет разделена на основной и специальные проекты. То, что тогда проходило в музее Ленина, сейчас пройдет на двух площадках, - в новой пристройке ЦУМа, еще до его сдачи в эксплуатацию, и на «адцатых» этажах башни «Федерация» в Москва-Сити. В ЦУМе разместят пару дюжин американцев с видеоинсталляциями, остальные поедут в пойму Москвы-реки к метро «Международная».

Гундлах Свен от АРтМедиа Групп

Спецпроекты раскинутся еще на четверти сотни выставочных площадок – от Третьяковки и ЦДХ до Винзавода и нового здания фонда «Екатерина». Если первая биеннале прошла под знаком разборок с историей, - чего стоил один Музей Ленина, сам факт авангардных выставок в котором привел в ажитацию всех иностранцев, - то нынешняя «разберется» с новостройками. Для современного искусства это норма. Достаточно вспомнить, как галереи и артистические ателье сделали популярными, а, стало быть, дорогими нью-йоркские районы Гринвич Вилледж, потом Сохо, теперь вот Челси.

Ольга Кабанова и Владислав Флярковский

У нас, как известно, недавно шагнули в Винзавод, где проходит выставка «Верю». Правда, знатоки виноделия говорят, что в тамошних подвалах и летом температура будет, как и положено по технологии, плюс семь градусов, не выше. Хотя и не минус четыре, как сейчас.

Ник Ильин и его собеседник на презентации биеннале

Будут всякие параллельные проекты, вроде философской конференции в том же ГУМе, куда приедут все крупные умы, включая Михаила Ямпольского, декана одного из факультетов Нью-Йоркского университета, но выключая Славоя Жижека. Или показа видеофестиваля в клубе Сине Фантом. Или проекта Юрия Аввакумова в Архитектурном институте.

Флярковский за одиноким столом, словно любитель абсента

Но в качестве главной звезды ожидают Йоко Оно со знаменитой работой «Одиссея таракана». Хотели пригласить к началу биеннале, но решили, что все будут смотреть на Йоко Оно и о биеннале забудут. К тому же, она не любит морозов. Более того, ее и сейчас больше интересует не зал, где ее выставят, а ее личная охрана в этой дикой стране. Короче, приезд ожидается 30 мая, хотя переговоры с ее представителя начнутся еще через неделю.

Коллеги Сергей Хачатуров и Александр Панов

Вообще комиссар биеннале Иосиф Бакштейн выглядел довольно веселым и легкомысленным, как человек, которому уже нечего терять. Кажется, деньги, выделенные на этот форум всего нового, молодого и трендового, уже закончились, - за месяц до начала самого форума.

То ли спонсоры, то ли участники

На презентации, кажется, ждали возможных спонсоров. Их должны были прельстить участием в проекте сплошных инноваций, - 70% зрителей прошлого биеннале были молодыми людьми от 19 до 35 лет с высшим образованием и высокими доходами, типа управленцев и портфельных инвесторов, что бы последнее словосочетание ни значило.

Свен Гундлах и Кабанова

Было, однако, человек пять журналистов, человек пять иностранцев и человек пятнадцать организаторов. Владислав Флярковский, ведущий «новостей культуры», не дождался фуршета, поскольку должен был ехать на телевидение и только порадовался месту, где все происходило. Проезжая мимо «Балчуга» на машине, он всякий раз разглядывая этот балкон и окна на восьмом этаже, принимал его за номер суперлюкс, где останавливаются какие-нибудь Мадонны с Майклами Джексонами. А, вишь ты, оказалась библиотека. И музыка приятная играла. И Свен Гундлах из ArtMedia Group все хотел сделать что-нибудь такое, чтобы у нас было, как у них, на Западе.

Комиссар Бакштейн выступает на презентации

А наутро – презентация выставки драгоценностей ювелирного дома Cartier в Музеях Кремля, которая начнется 25 мая и продлится ровно три месяца. Место встречи – Успенская звонница.

Елена Гагарина между французами

Выставка коллекции Cartier, накопленной за 160 лет существования фирмы, ездит сейчас по музеям мира: музей Метрополитен, Британский музей, сейчас музей Гюльбекяна в Лиссабоне, а уже оттуда в майскую Москву. Из 3,5 тысяч экспонатов коллекции покажут 165 предметов. Но выставка будет не ретроспективной, а выборочной, знаковой, «по гамбургскому счету», как сказала Зельфира Трегулова. Особый упор на том, что не видели в России и чего нет в наших музеях – «по историческим причинам» - произведения 1920-1950-х годов.

Райнеро Пьер директор по истории Cartier

Cartier, как известно, не принял стиль Арт Нуво, ответив своим «стилем гирлянды», почерпнутым из изысков XYIII века. Теперь можно будет увидеть шпагу Жана Кокто 1955 года, сделанную по рисунку самого поэта. Или брошь «пантеру» на уникальном сапфировом кабошоне в 152 карата герцогини Виндзорской. Или комплект из серег и броши самой богатой невесты середины ХХ века Барбары Хаттон – из круглых рубинов, - чьи зелено-красные цвета подчеркивают жизненное несчастье богатой бедняжки.

Вид из окна националя

Будет издан «Фламмарионом» роскошный каталог даже не выставки, а, скорее, дома Cartier – первый на русском языке, - с множеством статей, и с широким контекстом, на чьем фоне и заблистают представленные в Кремле драгоценности. Будет незабываемый дизайн выставки – на общем черном фоне, с уникальной тканью, которой задрапируют витрины, в виде срезов дерева. В общем, как сказала на ухо та же Зельфира, - такого еще не было, приходите 23 мая на пресс-конференцию и просмотр, не пожалеете.

Вид из окна ресторана Националя

Но уже не пожалел по случаю роскошного ланча в зале «Санкт-Петербург», - деликатесы и сервированные столы, рассчитанные, по меньшей мере, на троекратное число народа.

Все будет готово в срок