12 декабря 2006 года

Дебют с Огоньком

Галя и Владимир Маканин

На вручение премии «Дебют» в музей А. С. Пушкина пошли с Галей по делу. Я должен был продиктовать в газету имена победителей, чтобы вставить в заранее написанный текст, а Галя пригласить на завтра Ольгу Славникову в «Ночной полет».

Ольга Славникова и Евгений Попов

Все это сделали буквально за несколько минут, выпив по бокалу вина, поздоровавшись и переговорив с Липскеровым, Маканиным, Баком, Бунимовичем, Люсым, Поповым, Вишневецкой, Данилой Давыдовым, Наташей Перовой, Таней Васковской, Гошей Урушадзе и многими другими.

Андрей Дмитриев и Николай Александров

А я вспоминал, как был на итогах первого «Дебюта». Поскольку статью написал, то вычислил, что это было в 2000-м году, в Дубовом зале ЦДЛ. Был я с Юлей и меня поразил размах угощения, красная и черная икра в огромных вазах. Паша Басинский вспомнил об огромных устрицах (если я не путаю), которые его поразили, но пока он брал у кого-то интервью, они исчезли. А меня еще поразило, что Юля отказалась вообще что-либо есть, что Марат Гельман рассказал, как был уверен, что заболел смертельной болезнью, и как это его поразило своей неожиданностью, но все обошлось.

Дмитрий Липскеров, друг Скоча

Тогда победителем стал Кирюша Решетников, с которым Павел сидел за одной партой в 57-й школе, который тогда был поэтом Шишем Брянским, а еще не солидным литературным обозревателем газеты «Газета», как я его увидел сейчас. И вообще все было настолько хорошо, что пора писать мемуары.

Владимир Маканин на фоне Александрова с Евгением Поповым

Сейчас же список победителей у меня уже был на бумажке. Из них я знал только Валерию Пустовую из «Октября», порадовавшись за нее. Тут все стали говорить, какой молодец депутат Андрей Скоч, который придумал всю эту премию. Сначала говорил, какой Скоч молодец, - ведущий. Потом говорил директор его фонда «Поколение». Когда то же самое начал говорить писатель Женя Попов, мы с Галей поднялись и пошли в гардероб одеваться. Я то вчера читал, что Скоч вместе с Усмановым и Анисимовым разделили крупнейший металлургический холдинг, так что у него все нормально.

Дмитрий Быков ведущий вечера

А мы поспешили на 107 годовщину журнала «Огонек», которая отмечалась в новом театре Калягина Et cetera на Чистых прудах, где мы еще не были. Оказалось, что в двух шагах от метро. Поднялись на шестой этаж в «эфросовский зал». Все красиво, чисто, только что началось.

 Игорь с Анатолием Приставкиным

Церемонию вел Дима Быков и Яна Поплавская. Дима подошел, обнялись, он возбужденно сказал: «Мы его уроем!», а потом приступил к ведению вечера. Играли «Виртуозы Москвы», пели солисты «Геликона». Местных лауреатов поздравляли Анатолий Приставкин и Михаил Швыдкой, Анатолий Лысенко и Борис Резник. Потом пел Александр Скляр и группа «Премьер-министр».

Матвей Ганапольский с Юрием Кобаладзе

Перед выступлением последних Дима подошел к двери и громким шепотом на весь зал сказал: «Приехал, приехал… Нас приехал поздравить премьер-министр!» Все тихо ахнули, поскольку вроде и Сеславинский уже здесь, и Виталий Коротич пришел… Нет, оказалась группа «Премьер-министр», на выступлении которой зал расслабился и забылся, а вот обслуживающий персонал в полном составе столпился у дверей и, не дыша, внимал молодым певцам.

Яна Поплавская и Левон Оганезов

Я же вспомнил, как Галя готовила 100-летие «Огонька» в Доме кино. И тогда она добилась, что пришел настоящий премьер-министр. Поскольку это был декабрь 1999 года, до Нового года и отречения Ельцина оставалось две недели, то этим премьером был Путин, который смотрел, как Максим Галкин, еще не ставший телезвездой, смешно пародировал президента, и смеялся, сидя вместе с Наиной Иосифовной.

Марина Лошак и Ольга Свиблова

Нет, мемуары надо писать, мемуары мимо эры. Наконец всех попросили освободить зал, выйти в коридор, где всех сфотографирует Лев Шерстенников, а, тем временем, уберут стулья и приготовят все к еде. Толпа смешалась.

Андрей Архангельский, Дмитрий Быков и Борис Минаев

Анатолий Приставкин рассказывал о новой повести в журнале «Октябрь» - «Золотой палач», и что редакция боялась эту повесть печатать, и он зарекся про все эти жуткие военные жестокости вспоминать, а будет печатать книгу сказок. В ответ на это Михаил Федотов рассказывал, что тоже издает книгу – к 15-летию своего закона о печати.

Лев Шерстенников портрет фотографа

По какому поводу Приставкин вспомнил, как давным-давно в ресторане ЦДЛ сидели Юрий Казаков и Георгий Семенов. И Семенов говорит: «Юра, я такую книгу написал, такую книгу, ты не представляешь». На что Казаков отвечал: «Слушай, хватит о ерунде, давай лучше о литературе поговорим».

Михаил Сеславинский и Михаил Швыдкой

А Федотов рассказал, что мечтает о переводе в интернет своего семейного архива, потому что он юрист в шестом поколении, его дети будут уже – в седьмом. И он вырос на телефонных разговорах типа: «А что с Сан Санычем, я давно его не видел». – «А он в тюрьме». И множество документов. Сезонный билет на электричку – 1913 года. Или визитная карточка деда жены – Дживелегов Алексей Карпович. Студент. И так далее.

Юрий Кобаладзе и Виктор Лошак

В чем я не мог его горячо не поддержать. Библиотека Конгресса США выставляет в интернете семейные архивы второй половины XIX века, а у нас до 1985 года почти шаром покати. «Ну да, - говорил Михаил Александрович, - создадим общество архивов. И люди будут искать своих и находить». На что Марина Приставкина выражала большие сомнения, потому что в интернет ходить опасается, натыкаясь на сайты сплошной ненависти.

Ольга Свиблова и Игорь Буренков с Первого канала

А Галя, меж тем отлично сфотографировалась. И Швыдкой тоже. И Сеславинский. И Марина Лошак была, морально поддерживая мужа. И Ольга Свиблова, которая сказала Гале, что до июля будет готовить фестиваль «Мода и стиль в фотографии», а вот в июле ждет с диском наших фотографий.

 

Галя с Огоньком

И Володя Умнов был, и Дима Сабов, - о, как хорошо было с ними в газете «Время МН» на Пушкинской площади, как мы не ценили все это. А Дима меж тем не мог успокоиться: «Нет, мы его уроем! Как я всех их ненавижу!» - имея, конечно, в виду известного персонажа. Но об этом потом, не сейчас, не в праздник.

Михаил Швыдкой - бег с препятствиями