7 декабря 2006 года

То Триумф, то Гусман

Владимир Познер - председатель жюри нынешнего Триумфа

Триумф почти не виден

Инна Чурикова первому каналу

В УПДК при МИД РФ на улице Улофа Пальме, где на шведском посольстве три кленовых листа, по традиции объявлялись новые лауреаты независимой премии «Триумф» за высшие достижения в литературе и искусстве. С 1992 года помню разные периоды ее жизни, связанные с разными периодами жизни ее спонсора Бориса Березовского.

Спиваков дает интервью на Триумфе

Были жирные года, когда он приглашал в президиум РАН на Ленинском проспекте, тогда Борис Абрамович стал членкором и готовился в академики. Помню, как он сам приходил тихонько послушать, кого жюри под руководством Зои Богуславской, сестры его друга, с которым они когда-то на двоих купили по блату первый «Жигуль», назовет новые лауреатом «Триумфа», который прежде получал, кажется, по 25 тысяч долларов, а сейчас по 50 тысяч. Приходил сам, приводил свою красавицу жену, потом демократично выпивал с журналистами, поздравлял победителей. Лауреаты всегда были один к одному, ни одного случайного или спорного имени.

Марина Тимашева со Свободы и Борис Пастернак из Времени

В последнее время людей даже на пресс-конференцию ходит все меньше, кому охота связываться с изгоем и объектом государственной охоты. Даже маленькую информацию, переданную мной по телефону в РГ, не напечатали, даже имен не назвали. А имена какие, - Богдан Ступка, Эльдар Рязанов, Юрий Шевчук, Софья Губайдулина. К несчастью, у последней как раз сегодня умер муж, и ей даже не стали звонить с известием о премии, не до того.

Юлий Гусман и Михаил Ефремов

Дают и молодежную премию несколько лет кряду – те же 50 тысяч долларов, но на всех. Тут артисты, музыканты молодые, поэты. Алексей Козлов назвал джазового пианиста Алексея Чернакова, который играет джаз с пяти лет, и считается в свои 17 лет настоящим гением. Тут 16-летний Иван Васильев, солист балета Большого театра, которого называют новой звездой, тут пианист Гурьянов, который в свои 17 лет играл у Спивакова на фестивале в Кольмаре, тут писатель Сухбат Афлатуни, получивший в прошлом году русскую премию, как писатель из бывших советских республик. Я слышал имена Андрея Родионова, Антона Долина, ну, кажется, и все.

Аркадий Гайдамака и редактор его МН Виталий Третьяков

Потом, как водится, кормили. Жюри ушло в отдельную комнату. Журналистов было ненамного больше членов жюри, ну, в два раза больше. А еды, как в прошлые годы, - на гораздо большее число людей. И еды вкусной. Боря Пастернак из издательства «Время» сказал Игорю Шабдурасулову, распорядителю «Триумфа», что народу все меньше ходит год от года. Тот согласился.

Вадим Абдрашитов и Василий Аксенов

Потом мы с Галей собирались в «Российскую газету», где Юлий Гусман должен был показывать свой фильм «Парк советского периода», а потом предлагать олигархам и богачам поучаствовать в реальном процессе строительства подобного парка. Вечер назывался «Комсомол – школа олигархов». Пастернака тоже приглашали, но он сослался на занятость, вспомнив, что уже был на прошлом вечере, посвященном дружбе России и Белоруссии, поскольку сам из Минска. И его поразило тогда, сколько, оказывается, деятелей КГБ приехало именно из Белоруссии. И один из них, когда выпил, даже подошел к нему и говорит: «Вот странные дела. Думал ли я 25 лет назад, что буду тут с тобой выпивать». На что Боря ответил: «Да, и мне нравится, как переменилась наша жизнь».

Два - Гусман - два

Владимиру Спивакову, как я понял, не очень понравилась новая система определения лауреатов «Триумфа», когда нужно две трети голосов, чтобы человек получил премию. В результате чего вместо обычных пяти человек премию получили четверо. А так, в основном, члены жюри сидели в своей комнате, вкушали и разговаривали, да никто особенно их и не искал. Разве что Чурикова все время говорила с телекамерами, Аксенов, иногда Алексей Козлов и Богуславская.

Наталья Дементьева, Галя и Валерий Выжутович

Вручение будет, как обычно в последние годы, в ГМИИ им. Пушкина 22 января, там уж фотографий будет побольше, и как-то это всегда было связано у меня с новой работой, с новыми красивыми проектами жизни и письма. Поживем, увидим.

 

Юлий Гусман смотрит свое кино

Гусман несоветского периода

Никита Белых, лидер СПС, всегда готов

Юлий Гусман снял кино и очень за него переживает. Конечно, из списка гостей, который я прочитал за полчаса до начала, когда приехал в редакцию, не было и десятой, как мне показалось, части, включая большинство людей из огромной съемочной группы фильма, которых видел в день премьеры в «Октябре» 7 ноября, о чем уже и написал тогда же. Пришел только Михаил Ефремов, который, кажется, так и не понял, зачем пришел.

Юрий Росляк первый зам Лужкова

Всем понравилось, как играл М. Ефремов, - что Диме Быкову в ноябре, что Паше Басинскому сейчас. Сам же Ефремов только и успел сказать со сцены, что смотрел фильм два раза. В первый раз сильно расстроился, а во второй даже и обрадовался. И еще сказал, что большим деятелем комсомола никогда не был. Из пионеров, а заодно из школы был исключен в 4-м классе «за фашизм». В комсомол вступил уже в армии, чтобы стать начальником клуба.

Аркадий Гайдамака, которого разыскивают во многих странах

Мне, что в первый раз, что во второй фильм понравился, но, поскольку я полный урод, то это как раз не говорит в пользу фильма. Несмотря на кажущийся примитив, фильм слишком умный для народа. Комсомольцы, неспокойные сердца, понемногу повыступали со сцены. Фронин предложил строить парк советского периода в Сочи, где он в начале осени был в санатории, - сто человек на 36 гектарах. Наталья Дементьева сказала, что фильм видела, он очень хороший, просто его надо понять, что не всем, видно, под силу, я с ней, как обычно, согласился.

Василий Аксенов и Юлий Гусман

Народ пришел разный, - от Юрия Росляка, зама Лужкова, и Никиты Белых, выигравшего выборы в Перми, до того же Аксенова с Абдрашитовым, которых мы только что видели на «Триумфе» и Анатолия Лысенко с Виталием Третьяковым. Гусман ждал Гайдамаку, который дал ему денег на окончание фильма, и которого он, кажется, вывел в фильме в образе бандита.

От прощания с Михаилом Гусманом у Ядвиги Юферовой закрываются глаза

Написав быстренько статью, которую потом урежут по месту вдвое, я пришел в кинозал, и смотрел то на экран, то в зал. На хмурого Гусмана, на ерзающих Аксенова с Абдрашитовым, то на ресторатора Аркадия Новикова, то на всех остальных вместе взятых. Галя считала, что если бы она сидела в центре зала и смеялась там, где смеялась, то всех бы завела на успех картины.

Наталья Дементьева, ее подруга и Всеволод Овчинников, произносящий китайский тост

Потом, естественно, пошли выпивать, говорить и закусывать. То ли приехал, то ли уехал Александр Масляков, приехал и тут же уехал Михаил Гусман, младший брат режиссера, который только сегодня встречался с монгольским бывшим комсомольцем, вышедшим в нынешние президенты страны. Пришла Дементьева, которая только что поздравляла лауреатов из своей Марий Эл, от которой она сенатор, обнялась с Михаилом Ефимовичем, сказав, чтобы не отдавал библиотеку Коминтерна своим супостатам. Сама была с красивым комсомольским значком и значком ветерана целины. Поскольку, как музейщик, собирает все в коробочку, а когда найдет ее, то все сразу оттуда достает и на себя надевает.

Гайдамака, Росляк, Третьяков, закрыв на все глаза

Ну, мы потом домой и пошли, чтобы все это тут же и записать.

Александр Масляков