27 ноября 2006 года

Маски и шоу

 Игорь в маске - вот они, замаскировавшиеся враги Пархоменко

Жизнь, между тем, продолжается, несмотря на присутствие в ней господина Пархоменко, весьма живо обсуждающего на форумах ЖЖ в интернете, как я «в нужный момент зарыдал на публике, прикрывшись маминой мебелью». Как объяснил кто-то там же, он представляет собой известный тип личности, которая всякую уступку воспринимает как слабость и уже хамит без удержу. Вряд ли при любой нормальной погоде он относился бы к кругу моего общения. На нон-фикшн, который открывается в ЦДХ 29-го ноября, он будет общаться с Томом Стоппардом, что даже уже интересно. Типа «Гильденстерн и Розенкранц мертвы, а я, Пархоменко, еще жив»?

Художник выставки Борис Мессерер

Но есть, повторяю, много чего иного. В Музее им. Пушкина открылась выставка «Маски: от мифа до карнавала», сопровождающая музыкальные «Декабрьские вечера», которые будут проводиться в этом году уже 26-й сезон подряд. Выставка задумана была три года назад, консультантом и разработчиком идеи выступил замечательный ученый Вяч. Вс. Иванов, он же написал статью в небольшом, но красочном и насыщенном информацией буклете. По сути, это получилась не только выставка, но настоящее концептуальное исследование о развитии идеи маски в современной культуре.

На открытии выставки масок - Приставкины, Назаренко, Галя

Но и посмотреть, конечно, есть на что. Не столько даже на Гойю с Сезанном и Сомова с Пьетро Лонги из венецианского музея, сколько на многочисленные маски из доброго десятка московских и питерских музеев, - этнографии, кукол, Кусково, истории религии, ГИМа и прочих. Конечно, надо вникать в приложенные рядом тексты или всматриваться в довольно зловещие личины. Как сказала проходившая мимо Инна Соловьева, мама телеведущего Владимира, - «свят, свят, свят». И, правда, все это почище даже Пархоменко будет. Чего стоит хотя бы археологический череп, который, будучи обмазан глиной, уже воспринимался в качестве маски, - за которой или, точнее, из которой, вещает «существо похожее на человека».

Мессерер, Ахмадулина и ее дочь Лиза

Оформлял выставку Борис Мессерер, рассказывавший, как за два дня должен был найти в Венеции и ее музеях что-либо подходящее для выставки. А, главное, найти мастерскую, где делают фигуры в карнавальных одеждах и масках. А потом еще заказал их там за свои деньги, поскольку в самом музее это воспринимали как излишество. Так же, как и придуманное им огромное изображение маски Тутанхамона, которое держит всю экспозицию. Или как большие стеклянные витрины, сделанные в Москве, куда он складывал в разных комбинациях десятки масок, - то театра Но, то Океании и Шри-Ланки, то мистерии цам, то Древнего Египта и античности.

За черепом виден Мессерер с семьей

Правда, на открытии выставки приглашенные артисты из театра им. Вахтангова, что-то изображавшие по мотивам «вечной Турандот», так разыгрались, что повалили одну из венецианских фигур, ее раздолбав. Ирина Антонова тут же на сцене пообещала все исправить. Как сказала сидевшая рядом со мной Эдит Осиповна Куснирович, «Ирина Александровна очень достойная дама. Как-то Миша (Михаил Эрнестович Куснирович, ее сын, организатор фестиваля «Черешневый лес» - прим. авт.), рассказывая о чем-то, сказал: «Но это клево!» На что Антонова ответила: «Да, весьма».

Архитектор Саша Великанов тут же предложил свою помощь и Сергей Бархин

В общем-то, я больше рассмотрел выставку на утренней пресс-конференции, чем на вечернем открытии, с которого, оставив Галю общаться со знакомыми, по понятным причинам вскоре удалился. Но между этими двумя событиями было не только свидание с адвокатом, которая открыла мне глаза на замышленный против меня процесс, но и встреча по соседству с ней в роскошном и уже почти любимом мной шехтелевском особняке П. Смирнова на Тверском бульваре.

Эдит Куснирович и Зина Бонами

Музыканты Андрей и Михаил Ивановы вкупе с Сергеем Мазаевым и обещанным, но не пришедшим Денисом Мацуевым, объявили о «фестивале премьер Magic.Mix», которые пройдут в этом особняке с 6 по 15 декабря.

Мазаев Сергей портрет музыканта

Поскольку, как они объяснили, особняк создан Шехтелем в духе тонкой эклектики и смешения всех возможных стилей, то и они здесь покажут синтез джаза, классики, этнической и электронной музыки. Тот же Мацуев, как сын джазового музыканта и большой любитель джаза, исполнит джазовые и околоджазовые композиции вкупе с американцами Шендой Рул и Бориславом Струлевым, а также солисткой Большого театра Екатериной Шипулиной. Всего будет четыре концерта, не считая пятого, то есть первого, который и откроет фестиваль 6 декабря – а именно Доренский с учениками. В особняке два рояля, отличная акустика, особенно в Египетском зале, где будут расставлены 132 стула для vip-персон. При этом, впрочем, говорилось, что цены будут вполне доступны.

Братья Ивановы в особняке Смирнова

Когда я спросил, сколько будет стоить аренда особняка музыкантами, сказали, что – нисколько. Как я понял, группа компаний «Мироздание», отреставрировавших здание, хотят его открыть для более активного посещения и пользования, и концерты могут этому послужить. В частности, из закулисных разговоров стало ясно, что можно снять этот особняк на сутки за 20 тысяч у. е. Много это или мало, бог весть. Но, как обычно, чего услышал, то и передал, «прикрываясь старенькой мамой и ее мебелью».

Галя и Рихтер в масках

Заодно пришедшим журналистам показали весь особняк, его восемь залов, которые идут по кругу, как это водится с особняками. Шехтель сделал его для П. Смирнова, водочного короля, тот подарил любовнице, вензель которой можно увидеть на одном из плафонов. Три камина, матерчатые обои, которые дают невиданную акустику, декоративные балконы, балкон-фонарь, лестницы-обманки, необычайные барельефы, - столько всяких забавных мелочей, что, как сказала, девушка-хозяйка, каждый день открываешь для себя очередной сюрприз.

Наташа Нестерова, Ахмадулина Белла с Лизой и Бархин

В советское время особняком владела засекреченная военная организация, которая тщательно заделывала модерновые потолки, и вообще старалась все свести к видимому нулю. Потом здесь был очень закрытый дом приемов. Теперь вот памятник федерального значения потихоньку становится доступен не слишком избранному народу.

Свят, свят, свят