20 октября 2006 года

Пикассо и Артефакт

 Картина Пикассо

Никаких изысков и литературных красот, - тупое перечисление событий. Аукционный дом Кристи привез в Москву на два дня «Портрет Анхеля Фернандеса де Соса» работы Пабло Пикассо 1903 года. Картина из собрания композитора Эндрю Ллойда Уэббера, автора «Иисус Христос суперзвезда». Он выставит ее на вечерние торги 8 ноября. Первоначальная оценка картина – 40-60 миллионов долларов. Все вырученные деньги пойдут не нынешнему хозяину картины, а на благотворительные цели, - поддержку драматического и актерского искусства.

пресс-конференция

Накануне, 19 октября, в бывшем особняке водочного короля Петра Смирнова на Тверском бульваре, 18 был прием, организованный Газпромбанком и федеральным комплексом «Кремлевским», где присутствовало 250 человек, которые как бы предполагались потенциальными покупателями картины. Их угощали икрой и деликатесами, пением звезд Мариинского оперного театра, а сам Эндрю Ллойд Уэббер с энтузиазмом рассказывал о своем полотне.

Галя и портрет кисти Пикассо

Сегодня же позвали журналистов, прессу, телевидение, предварительно записанных студентов художественных вузов, искусствоведов, художников и прочих. Когда на пресс-конференции спросили, а если кто захочет сразу выложить 60 миллионов, нельзя ли обойтись без торгов, организаторы ответили, что торги предполагают, по меньшей мере, двух участников торгов, и все может решиться только на месте, никакой чек силы не имеет. На самом деле, картину уже провезли через Лондон, Гонконг, Тайвань, Кельн, сейчас вот Москва, потом - Нью-Йорк. Директор отдела импрессионизма и искусства ХХ века аукционного дома Кристи, господин Йохан Пуллканен сказал, что он 20 лет в арт-рынке, но накануне впервые был в Пушкинском музее, увидел собрание Пикассо и был поражен его богатством. Действительно, Щукин, начиная с 1909 году купил у Пикассо 51 произведение, еще три картины добавил Морозов, сейчас они в ГМИИ им. Пушкина в Москве и в петербургском Эрмитаже.

Андрей Хржановский и портрет работы Пикассо

История же портрета следующая. 20-летний Пикассо в 1901 году приехал в Париж. Тогда же у него была там первая и единственная персональная выставка, не имевшая успеха, с братьями де Сото – Матеу и Анхелем, чей портрет он написал в 1903 году, он познакомился еще в Барселоне в 1899 году в богемном кафе, где собирались художники, они подружились. Анхель говорил, что тоже хочет стать художником, но больше был прожигателем жизни, к тому же, бедным, любителем женщин. В 1902, а затем в 1903 году они снимали на двоих с Пикассо одну студию, но постоянные его встречи там с поклонницами мешали Пабло работать. Они все же остались друзьями, но на расстоянии. В 1938 году во время гражданской войны в Испании де Сото убили. В принципе, считается, что Пикассо был «открыт» именно русскими меценатами, которые стали активно покупать его картины.

Все смотрят Пикассо

Анхеля де Сото Пикассо писал не один раз, но этот портрет считается одной из вершин «голубого периода» великого художника. Как кто-то сказал, он отлично дополнил бы «Портрет старого еврея», хранящийся на Волхонке. Нервная, тревожная, изысканная живопись, изображающая изнеженного красавца с оттопыренным ухом, кривым носом, ассиметричным ртом, с длинными пальцами, в которых зажата трубка, - который сидит перед бокалом с абсентом. Может, современникам это и казалось карикатурой, но, наверное, и их она гипнотизировала, втягивала в себя, не давая отвести взгляд. «Голубой период» Пикассо длился с осени 1901 года по весну 1904 года, отражая депрессию после самоубийства его близкого друга. Экспрессия необыкновенная, влияние Эль Греко, все это знаменовало начало настоящего Пикассо, автора моцартовских «голубых симфоний». К тому же абсент, напиток модный, крепкий, отбивающий мозги, поскольку готовился из экстракта ядовитой горькой полыни. Как говорил Оскар Уайльд: «После первой рюмки вы видите вещи такими, какими хотите их видеть. После второй вы видите вещи такими, какими они не являются. В конце концов вы видите вещи такими, какими они есть на самом деле, и это самое страшное». Любители абсента это целая серия в искусстве от Тулуз-Лотрека и Мане до Ван Гога, Гогена, Дега. Все они, как и Пикассо, пили абсент, любили абсент, писали любителей абсента. Была во всем этом какая-то завораживающая тайна.

Потолок египетского зала

То есть картина как раз для особняка Петра Смирнова, который, кстати, только этой весной был открыт «для народа» после мощной реконструкции в «зал приемов и торжеств». Восемь парадных залов, 560 квадратных метров, каждый зал в своем «классическом стиле» - романский, греческий, египетский и т. д. Залы и сам особняк под стать картине, вокруг которой стояли два охранника, но можно было подойти буквально вплотную и увидеть, что у Анхеля в руке, пожалуй, не трубка, а специальная плоская серебряная ложечка с отверстиями, в которую, согласно ритуалу питья абсента клали кусочек сахара, а уж через нее наливали в рюмку сам напиток, ароматизированный анисом.

Немоляева и Лазарев на Тверском бульваре

В общем, целая история, особенно если рассмотреть блокнот с профилем в серебристом медальоне того самого Джеймса Кристи, друга Рейнольдса и Гейнсборо, который провел своей первый аукцион в 1766 году; при посредничестве которого через 12 лет Екатерина II купила для Эрмитажа картины коллекции Роберта Уолпола, в том числе, «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта; который (Кристи) через два года после казни мадам Дюбарри, фаворитки Людовика XY, провел в Лондоне аукцион ее драгоценностей, ну и так далее. Кстати, первой картиной импрессионистов на Кристи был тоже «Абсент» - Эдгара Дега, и это было аж в 1892 году. Кстати, на Кристи в 1927 году продавали и драгоценности российской короны – по инициативе советского правительства, например, брачный венец последней императрицы Александры Федоровны, украшенный 1525-ю алмазами старинной работы. Интересно?

Галя и Карина Шаншиева в ее кукольном бутике

Из знакомых видели там кинорежиссера Андрея Хржановского, который, кажется, нашел, наконец, деньги на монтаж своего снятого уже фильма о Бродском, так что к лету, возможно, он и появится. А сын его, Илья, который когда-то учился вместе с Павлом в художественной школе, готовится снимать документально-художественный фильм о Льве Ландау. После чего, выпив и закусив, отправились к Пушкинской, встретив по дороге актеров Александра Лазарева со Светланой Немоляевой, которые вслед за нами зашли в магазин «Армения», где мы не были лет двадцать, купив маме сыр, варенья и сока. Потом поехали к ней, а затем, дождавшись вечера, на Пречистенку, 30/2, где открывался внизу жилого дома гигантский салон искусств и художественных бутиков «Артефакт».

Евгения Крюкова и фига Михаила Рудяка

Мы-то поехали, потому что увидели среди участников – галерею кукол Карины Шаншиевой, но там оказалась и галерея «Веллум», и много чего еще. Конечно, стоило Гале переступить какой-нибудь порожек, как тут же ей начинали показывать ковры и драгоценности, картины и ширмы, книги и антиквариат. Едва успевали выпивать и закусывать.

Петр Авен в китайском разделе

Среди знакомых видели, кроме Карины, художника Льва Табенкина, ювелира Феликса Комарова, актрису Евгению Крюкову, нескольких журналистов и банкира Петра Авена, который пришел, поздоровался, быстренько прошелся по галереям и ушел в костюме на улицу, чтобы больше не вернуться. А также экономиста Якова Уринсона, скульпторов Бургановых, собачника Михаила Ширвиндта и, если вспоминать, кучу других людей.

Если всмотреться, это портрет Гали

Если не ошибаюсь, придумал «Артефакт» Михаил Рудяк, мощный создатель «Ингеокома», чего-то строительного, бывший геолог, хорошо «упакованный» и при советской власти, и очень активно вступивший в бизнес после нее. Хотя Галя приняла его по лицу за бывшего боксера.

Скульпторы Игорь и Александр Бургановы

Впрочем, говорят, травмы у него после падения несколько лет назад со снегохода, когда при этом погибла актриса Марина Левтова. Впрочем, если посмотреть в интернете, то Рудяк оказывается в середине второй сотни русских миллионеров, советником Лужкова по строительству и хозяином много чего.

Михаил Рудяк и Феликс Комаров

Архитектором же «Артефакта» был, если опять-таки, не ошибаюсь, господин Куренной. Тут я, может быть, что-то путаю, однако работа архитектора и дизайнера была крайне важна, потому что, кроме основного этажа, есть нижний, собственно первый этаж. Далее, из каждого бутика витая лестница уводит наверх, где еще есть помещения.

Михаил Ширвиндт с куклой

Но на открытии все, в основном, помещались по центральной линии. Обещанных в присланном пресс-релизе VIP-персон не было, даже вроде бы Леонид Якубович должен был вести вечер, его тоже не было. Но еды, питья, хождений, смотрений, разговоров, танцев живота и песен народов мира было вдоволь.

Танцы животов

Даже была лотерея по номерам пригласительных билетов, но, видимо, многие или не пришли, или уже ушли, - как и мы ушли с середины розыгрыша, не дождавшись конца, - хотя Галя в самом начале выиграла фарфоровую фигурку мальчика, продавца газет, работы скульптора Чечулина – чего уж больше. Как сказала Галя, когда мы возвращались домой: какой большой день.

Евгения Крюкова и Михаил Рудяк помирились